- Мочалов Пав. Степ
-
МОЧА́ЛОВ Пав. Степ. (1800—48) — драм. актер. К сценич. выступлениям готовился под рук. отца — С. Мочалова. Дебютировал на моск. сцене в 1817 ролью Полиника в пьесе В. Озерова "Эдип в Афинах". Занял ведущее положение в трагич. репертуаре благодаря стихийному темпераменту, эмоциональности, простоте. М. создавал образы романтич. героев, бунтарей-одиночек, людей порывистых и страстных. При глубине вдохновенности мн. сценич. созданий его игра часто отличалась неровностью, грубоватостью, неслаженностью. Успех пришел к М. в сер. 1830-х гг., когда личностная тема актера приобрела обществ. звучание. Именно тогда противостояние двух крупнейших рус. трагиков — М. и В. Каратыгиных — несло в себе не только эстетич. смысл, но и мировоззр. содержание. Уступая Каратыгину в искусности и внеш. эффектности, М. покорял зрителей глубиной переживаний и мощью порывов. Среди обширного репертуара актера можно выделить роли в пер. и переделках шекспир. трагедий (Ромео, Отелло, Ричард III, Лир, с необыкновенным успехом — Гамлет), в пьесах Ф. Шиллера (Фердинанд и Миллер — "Коварство и любовь", Карл и Франк — "Разбойники", Мортимер — "Мария Стюарт", Дон Карлос — в одноим. пьесе), в заруб. и отеч. мелодраме (Мейнау — "Ненависть к людям и раскаяние" А. Коцебу, Жорж Мориц — "Графиня Клара д’Обервиль" О. Анисе-Буржуа и А.-Ф. Деннери, Жорж Жермани — "Тридцать лет, или Жизнь игрока" В. Дюканжа и Дино, Нино — "Уголино" Н. Полевого) и комедии (Радугин — "Пустодумы" А. Шаховского, Чацкий — "Горе от ума" А. Грибоедова). Отсутствие школы привело к исчерпанности таланта актера, в рез. чего в 1846 он был вынужден покинуть Малый т-р и завершил выступления на провинц. подмостках.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.